Воскресенье, 19.11.2017, 18:40
Приветствую Вас Гость | RSS

                                
Специализированное структурное образовательное
 подразделение  - основная общеобразовательная
 школа при Посольстве России на Мадагаскаре

Меню сайта
Электронный адрес
Наши контакты:
Счетчик посещений
200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Разноуровневое обучение
Разноуровневое  обучение: плюсы и минусы; проблемы и решения.




      Эффективность разноуровневого обучения зависит от умения учителя воспринимать ученика как личность. Помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.

       Разноуровневое обучение как и другие образовательные процессы нельзя считать универсальными. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, теорий в практике, поэтому педагогическая технология занимает промежуточное место между наукой и практикой.

       Разноуровневое обучение позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

      Теоретическое обоснование зтой формы обучения ведется на основе различия учащихся по уровню обучаемости, по времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
 Для того, чтобы использовать такую форму обучения, нужно изучить способности учеников, когда время на изучение материала не ограничивается.

        При этом выделяются учащиеся, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; учащиеся талантливые, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные, и учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
 
      Таким образом, обеспечить освоение базисного ядра учебной программы с помощью уровневой дифференциации  возможно.
   Слабоуспевающие дети овладевают программным материалом на минимальном (госстандарт) уровне, сильные учащиеся от базового переходят к  вариативному уровню. При использовании разноуровневого обучения необходимо учитывать следующие элементы: познавательный интерес, общеучебные умения и навыки, особенности мышления, памяти, тревожности, темперамента.

        Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

—    не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;
—    последовательное освоение материала;
—    для получения отметки «3» необходимо знание не менее 50% материала,   
на «4» - 70% - 80%, на «5» - 90% - 100%.
Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
   
         Плюсами разноуровневого обучения можно считать:

    каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
    повышается ответственность за свои успехи;
    отпадает необходимость в сдерживании темпа передвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
    формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.  


              Минусы заметны в школах с малой наполняемостью  детей, где не всегда есть все необходимое оборудование для выполнения практической деятельности по таким предметам как физика, химия, биология.

             Очень часто учитель стремится к усредненности процесса обучения, т. е. ориентации на некоего  среднего ученика, не существующего в природе. Кроме того, необходимо равномерно уделять внимание всем учебным предметам: и тем, к которым ученик имеет более выраженные способности, и тем, которые даются с большим трудом.
      Гораздо важнее, я думаю, в школах с классами малой наполняемости следует уделять психологическому аспекту разноуровневого обучения. Например, учитывать темперамент, характерологические особенности и свойства темперамента.

   К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

1.    «Ни минуты покоя».  Таков принцип холерика, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, конфликтность. Холерик должен быть занят делом, иначе свою активность он направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2.    «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: зазнайство, легкомыслие, поверхностность, ненадежность. Сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать выполнение обещанного.

3.    «Не торопи».  Таков подход к флегматику, имеющими плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность, и , конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть». Флегматик не может учиться в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.


4.    «Не навреди».  Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
     
    Ухудшение результатов деятельности отмечается у тревожных индивидумов. Очень важно поддерживать любой успех ученика. Человек, изначально мотивированный на неудачу (слабоуспевающий ученик, которого всегда ругают, критикуют), чувствует неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, не испытывает удовольствие от учебной деятельности, в которой возможны и временные неудачи.
    В педагогической практике наблюдаются и стереотипы оценки учащихся. «Хороших» учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохим» ученикам педагог посредством жестов и фраз с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от них не ждет. Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако сам учитель, субъективно воспринимает ситуацию как обратную и искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих. Стереотип сказывается и на характере помощи при  ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.
     «Плохих» педагог критикует больше и резче с использованием обобщений типа «Ты в своем репертуаре», «Опять не выучил», «Другого от тебя не ожидали» и пр.


     Огромное влияние на склад ума человека оказывает преобладающее развитие того или иного полушария. Школьники мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным — это аналитический, «мыслительный» склад ума; у других  преобладает  образное  мышление; у третьих образный и абстрактный тип мышления находятся в относительном равновесии — это гармонический склад ума. (У 21% людей один вид мышления резко преобладает над другим).

       Человек с гармонически развитым умом может успешно овладевать любыми учебными предметами, было бы желание. Но одностороннее развитие ума неизбежно приводит к трудностям в учебной работе. «Аналитики» страдают, когда работа требует развитого воображения. Геометрия им удается труднее, чем алгебра, литература — труднее, чем грамматика. Это заметно и на уроках  химии и биологии, когда необходимо перейти от теории к практике. Ученики подобного мыслительного  типа испытывают затруднения. Совсем с другими проблемами сталкивается человек, у которого преимущественно развито наглядно-образное мышление. Трудности для учеников с таким типом мышления возникают там, где им приходится работать без опоры на наглядность. Ученикам с наглядно-образным мышлением нелегко представить, например, движение электронов по цепи, они с трудом оперируют отвлеченными схемами. Поэтому таким детям важны рисунки, схемы, таблицы. Ученики с образным мышлением гораздо лучше усваивают конкретный фактический материал, чем теоретические вопросы.


             Для того, чтобы ученик отслеживал свое понимание, например, прочитанного текста таким детям можно предложить прием «Пометки на полях». Знаком +(или галочка) отмечается в тексте (на полях) информация, которая уже известна ученику,он ранее с ней познакомился. При этом источник информации не имеет значения. Знаком *** (или плюс) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак в том случае, если впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком –(минус) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком ? (вопрос) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, помощи учителя.
       Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации.

       Таким образом, психологический аспект неразрывно связан с разноуровневым обучением, что позволяет приспособить учебный процесс с индивидуальными особенностями школьников.

           

Категория: Мои статьи | Добавил: школа (01.11.2011)
Просмотров: 3273 | Теги: методическая копилка | Рейтинг: 0.0/0
Посольство РФ
Год экологии

ШКОЛА ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РФ (МАДАГАСКАР) © 2011 Сделать бесплатный сайт с uCoz



Сделать бесплатный сайт с uCoz